Глава Счетной палаты Татьяна Голикова предложила объединить Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и Пенсионный фонд в единую структуру.
Поводом для данной инициативы послужили якобы значительные расходы на содержание внебюджетных фондов. Однако непонятно, по какой причине их слияние должно привести к сокращению расходов, ведь во внебюджетных фондах совершенно разные функции, которые не дублируются. Использование единой информационной базы данных также имеет очень ограниченный ресурс, так как уже сегодня сформировалось информационное пространство для хранения и обработки персональных данных и автоматизации многих процессов. Объединение фондов для сокращения численности персонала вряд ли даст большую экономию, так как придется поднимать зарплату оставшимся работникам.
- В целом, расходы на содержание социальных фондов от объема общего бюджета не столь значительны, - рассказывает Константин Добромыслов, руководитель Департамента социального развития аппарата ФНПР. - Если мы посмотрим, сколько средств идет на содержание от общего объема бюджета, то социальные фонды в разы эффективнее по сравнению с коммерческими структурами и аналогичными зарубежными фондами. Так, на расходы ПФР и его администрирование уходит 3 - 4%. В Фонде социального страхования 3,5% от объема собираемых средств идет на содержание. С Фондом ОМС есть системные проблемы, там сама по себе организация медицинского страхования не очень удачно выстроена, слишком много посредников, но на содержание фонда ОМС уходит не столь значительная сумма. Сейчас вводится институт страховых представителей, который должен разрешить эти проблемы. Постоянно ведется оптимизация административных расходов на содержание фондов.
Информационная система может быть единой. Но здесь можно идти по другому пути, просто выделив информационную систему из Пенсионного фонда. Администрирование передано ФНС, но оно пока не увенчалось успехом. И этот эксперимент нельзя считать удачным.
По мнению ФНПР, вопрос слияния фондов достаточно спорный. Важно определить, для чего это необходимо. Иначе нужно вообще менять всю систему соцстраха и переходить от страхования к обеспечению. Возможно, необходимо вести речь о смене формы собственности, предложив «общественную собственность», восстановив то, от чего отказались, переходя к рыночной экономике. Только в этом случае чисто теоретически будет возможно слияние социальных фондов и то, только по сбору в доходной части страховых взносов, но не по расходным частям. Однако эта работа на несколько десятилетий, и эффективность от ее результата пока представляется в виде усилий лебедя, рака и щуки из басни Крылова.