Заседание Генсовета ФНПР
Уважаемые товарищи!
Состоявшийся около месяца назад Исполком ФНПР определил главную тему сегодняшнего заседания Генерального совета ФНПР как «О текущей социально-экономической ситуации и действиях профсоюзов». Тем не менее, видимо необходимо, изменить ракурс рассмотрения сегодняшних социально-экономических и трудовых проблем страны. Сделать его более объемным. А также обсудить и четко высказать позицию ФНПР, как крупнейшей общественной организации страны, относительно выборов Президента России, которые должны пройти весной следующего года. На наш взгляд это связанные вопросы, поскольку именно избранный лидер страны должен будет и задавать курс для всего государственного аппарата, и контролировать выполнение поставленных задач.
Не будем играть в слова. Скажу сразу - я считаю, что профсоюзы России, Федерация независимых профсоюзов России должна настаивать на том, чтобы в качестве кандидата в президенты России на выборах в 2018 году баллотировался Владимир Владимирович Путин.
Основания для этого просты.
Именно он выступил со стороны государства в качестве ответственной и инициативной стороны социального партнерства. Собственно, именно в период его руководства окончательно оформилась как реально работающий механизм система трехсторонних комиссий в центре и регионах.
Именно его деятельность и решения привели к росту доходов граждан России.
"Майские указы", подписанные Владимиром Путиным, стали стимулом для федеральных и региональных властей, чтобы те воспринимали именно доходы работников бюджетной сферы как реальный критерий успешности или неуспешности своей работы.
Более того, государство, являясь, по сути, крупнейшим работодателем в стране, задает тем самым общий курс на повышение заработных плат во всех секторах экономики. Даже выполнение давней инициативы профсоюзов о приближении МРОТ к прожиточному минимуму, недавно стало реальностью именно из-за того, что президент публично и однозначно, поддержал нашу позицию. И сразу же, как говорят в армии, "слоники забегали".
Мы не только доверяем Владимиру Путину больше чем любому другому политическому и государственному деятелю в стране.
Мы считаем, что он способен вывести Россию на новый уровень развития, увеличить доходы граждан, защитить работников.
Это не означает того, что у нас нет своего видения перспектив и сегодняшних проблем страны. Именно поэтому я собираюсь говорить о тех проблемах, которые российские профсоюзы формулируют как наказы для нового президентского срока.
С момента принятия Конституции России наша страна определена ею как социальное государство. Более того, у нас есть и работают такие институты социального партнерства как трехсторонние комиссии всех уровней, от федерального уровня до отдельных предприятий, заключаются соглашения между социальными партнерами. Однако был и остается диссонанс между институтами, их полномочиями и огромным сектором законодательных норм и корпоративных правил, исключающих равное представительство и хотя бы относительно справедливые доходы работников и работодателей (капиталистов, собственников средств производства). Правил - ставящих работников в заведомо подчиненное, а зачастую униженное положение.
Характеристика России, как богатой страны бедных людей, появилась достаточно давно. Тем не менее, общая динамика роста доходов населения с начала 2000-х годов позволяла рассчитывать на преодоление нищеты, победу над бедностью. Однако последние несколько лет поставили этот результат под сомнение.
Государственные органы статистики после их переподчинения Минэкономразвития России демонстрируют некоторую положительную динамику в ряде экономических показателей. В частности, рост ВВП, промышленного производства, инвестиций и уровня занятости.
Даже если принимать на веру эти данные, реальные доходы населения страны, а значит и покупательная способность населения, не растут. Реальная заработная плата россиян до сих пор не восстановилась до уровня 2014 года.
В документах правительства наблюдается совсем другой подход. В подготовленном Минэкономразвития России прогнозе социально-экономического развития до 2020 года, который стал основной для разработки проекта бюджета на ближайшие три года, 2017 год характеризуется как период завершения стабилизации и перехода к росту. По мнению Министерства, этот рост будет в основном обусловлен увеличением объема кредитования, прежде всего в виде расширения номенклатуры государственных инвестиционных проектов. Вклад фактора труда в экономический рост по базовому сценарию прогноза, оценивается как отрицательный ввиду снижения численности экономически активного населения. В проекте федерального закона о бюджете предлагается ежегодная индексация зарплат бюджетников на уровне 4% — заявленной величины инфляции. Однако, во-первых, эта величина не соответствует реальному росту потребительских цен ввиду манипуляций с методикой их расчёта, а, во-вторых, не компенсирует падение покупательной способности, накопленное за годы, в которые индексация отсутствовала.
Существуют и другие примеры. В паспорте приоритетного проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости» предлагается в 2020 году принять пакет нормативно-правовых актов, повышающих гибкость трудового законодательства, то есть фактически снижающих ответственность работодателей и повышающих риски наёмных работников. При таком подходе планировать экономическое развитие на основе внутреннего платежеспособного спроса действительно бессмысленно, так как само такое решение уже накладывает на работников ожидание рисков, а, следовательно, понижает их потенциальную активность. На заседании Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений профсоюзная сторона комиссии в очередной раз призвала разработчиков этого проекта исключить меры по реформированию трудового законодательства из паспорта приоритетной программы.
Другой пример. В прогнозе социально-экономического развития России на следующие три года, разработанном Минэкономразвития России, в очередной раз не представлены меры, по стимулированию экономического роста в России выше среднемирового уровня и по восстановлению в полной объеме реальной заработной платы работников, доходов населения и совокупного спроса. Согласно различным сценариям прогноза, в 2018-2020 годах реальная зарплата вырастет в пределах от 3,9 до 7,5%, а реальные располагаемые доходы — от 2,0 до 5,5%, что даже не компенсирует суммарные потери в реальных доходах населения и заработной плате работников за предшествующий период. Но и для такого роста в прогнозе отсутствует обоснование. При этом рост реальных заработных плат частично подменяется стимулированием потребительского кредитования. В целом прогноз не содержит рекомендаций по выходу из сложившейся ситуации, что говорит о необходимости реализации предложений профсоюзов.
Конечно, стоит отметить и позитивные моменты. Было учтено большинство замечаний и предложений ФНПР к приоритетному проекту «Повышение производительности труда и поддержка занятости». Благодаря конструктивному взаимодействию с президентом России отмечается значительный прогресс в сфере доведения МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения: решение проблемы должно произойти не позднее 1 января 2019 года. (Хотя мы настаиваем на более раннем решении этого вопроса). Кроме того, предложен механизм сохранения МРОТ на уровне прожиточного минимума: планируется ежегодно устанавливать МРОТ равным величине прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года.
Однако, на наш взгляд, необходимы более решительные меры в сфере социально-трудовых отношений.
С этим связаны и наши наказы.
Профсоюзы считают, что единственной устойчивой основой долгосрочного роста экономики может и должна стать покупательная способность населения. Именно на её повышение и поддержание, обеспечение уверенности граждан в своем уровне доходов, уверенности в их росте должны быть направлены первоочередные действия государственной власти - курс правительства, ведомый и контролируемый Президентом.
Реальные доходы граждан страны, доходы российских работников, доходы членов профсоюзов должны расти - это первый и главный наказ профсоюзов Президенту страны.
Рост доходов должен включать в себя борьбу с бедностью. Существенный шаг, сделанный в этом году, заключался в том, что Владимир Путин поддержал требование профсоюзов о том, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума и должен быть в кратчайшие сроки повышен. Казалось бы решение об этом поэтапном повышении уже готово к реализации. Однако практически сразу же некоторые государственные чиновники разного уровня попытались ограничить рост доходов низкооплачиваемых работников. Одни призывают включить в МРОТ компенсационные и стимулирующие выплаты. Другие предлагают сэкономить на социальных льготах.
Нужно сказать прямо: такие призывы - обман. Более того, такие предложения рассчитаны на уменьшение доверия населения к власти вообще, и Владимиру Путину в частности. Накануне выборов - это прямая политическая провокация.
Мы все прекрасно понимаем, что увеличение нижней планки доходов работника в виде увеличения МРОТ до прожиточного минимума является, по сути, вступлением в действие нормы Трудового кодекса, которая более 10 лет была заморожена. Но это лишь уменьшение бедности, а не ее ликвидация. Тем же, кто считает по другому, мы можем предоставить возможность пожить месячишко на действующий прожиточный минимум. Конечно, под контролем профсоюзных медиков. Чтобы не возник соблазн ночью под одеялом выйти за рамки МРОТ.
Бедность может победить лишь опережающий, а не догоняющий рост доходов работников. Который должен основываться на нескольких механизмах. И в первую очередь на обязательной ежегодной индексации заработных плат. Подчеркиваю - это не радикальная, а достаточно консервативная мера, она лишь компенсирует потери реальной зарплаты работника, а не увеличивает ее.
Тем не менее, именно норма индексации в трудовом кодексе продолжает выполнять роль английской королевы - "царствует, но не правит". Формально, обязательство работодателя ежегодно индексировать заработную плату в Трудовом кодексе есть. Фактически, отсутствие механизма реализации этого права делает эту норму декларативной. Как в анекдоте "я имею на это право? да, имеете, а я могу это сделать? Нет! не можете".
Если уж в ближайшее время МРОТ будет доведен до прожиточного минимума и будет выполнено требование Трудового кодекса, давайте будем последовательны и приведем в соответствие с реальностью еще одну норму ТК - обязательство каждого работодателя по индексации заработной платы. Так мы создадим механизм борьбы не просто с бедностью, а с бедностью работающих людей.
Борьба с бедностью работающих людей через индексацию зарплат - второй наказ российских профсоюзов Президенту России.
В свое время федеральным законом было исключено из Трудового кодекса РФ положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже МРОТ. В результате уже на протяжении десяти лет продолжается эксплуататорская практика, когда человек, полностью отработавший рабочее время в нормальных условиях труда получает, без учёта компенсационных и стимулирующих выплат, меньше МРОТ. В особенности, данная проблема касается работников бюджетной сферы. В связи с этим мы предлагаем принять правовой акт, устанавливающий для бюджетных отраслей базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по всем профессионально-квалификационным группам должностей с соответствующей дифференциацией, предусмотрев установление минимальных окладов и минимальных ставок заработной платы на уровне не ниже МРОТ. В настоящее время работа над этим вопросом Минтрудом практически приостановлена в нарушение поручений и указов Президента Российской Федерации.
Введение базовых окладов не ниже МРОТ нанесет серьезный удар по бедности работающих людей, поднимет их жизненный уровень. Это третий наказ российских профсоюзов Президенту страны.
Одним из наиболее позорных явлений в современной России остаются долги по выплате зарплаты. Сложно назвать другое государство в Европе, да и мире в целом, которое с одной стороны претендовало на статус социального и развитого, а с другой допускало миллиардные долги, которые работодатель не может выплатить своим работникам за уже выполненный труд.
В соответствии с Гражданским кодексом и законом о банкротстве в случае неплатежеспособности, банкротства предприятия или его ликвидации в судебном порядке трудящиеся, занятые на этом предприятии, пользуются положением привилегированных кредиторов. Однако, как показывает практика, привилегированная очередность погашения требований работников должника неэффективна. Средств должника обычно недостаточно для погашения таких долгов.
В соответствии с третьим разделом конвенция МОТ № 173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя» устанавливается требование к государству по созданию специальных гарантийных учреждений, средства которых направляются на выплату задолженности по заработной плате работникам организаций, признанных неплатёжеспособными, или банкротами и не имеющих средств для погашения задолженности. Мы поддерживаем создание специального фонда, который будет обеспечивать выплату заработной на случай неплатежеспособности или банкротства организации.
Ликвидация долгов по зарплате как позорного явления - это наказ российских профсоюзов Президенту страны.
Строительство новой современной и социальной России неотделимо связано с вовлеченностью работников в управление организацией. Это эффективно с экономической точки зрения, это укрепляет реальное социальное партнёрство.
Действующая часть 3 статьи 16 закона «О профессиональных союзах, их гарантиях и правах деятельности» устанавливает право профсоюзов по участию в коллегиальных органах работодателей, но не устанавливает обязанность работодателя по реализации данного права. Безусловное право работников и их представителей на получение информации о финансовом и экономическом развитии предприятия установлено в 21 статье Европейской социальной хартии, которая была ратифицирована Россией.
Этот вопрос может быть решен проектом федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях обеспечения участия представителей работников в коллегиальных органах управления организаций», подготовленного представителями профсоюзов в Государственной Думе — Андреем Исаевым, Михаилом Тарасенко и другими депутатами. Они предложили обеспечить постоянное участие представителей работников в коллегиальных органах управления организациями с правом совещательного голоса. Правительство и работодатели выступили против проекта закона. Поэтому его прохождение в Думе остановилось на первом чтении.
Российским профсоюзам нужен механизм, предложенный профсоюзными депутатами. Включение работников в процесс управления предприятиями - это наказ российских профсоюзов для Президента страны.
Пособие по безработице – это единственная государственная гарантия, которая не претерпевает индексации уже на протяжении восьми лет. Сейчас оно не выполняет функции возмещения утраченного заработка и не стимулирует поиск работы. Мы предлагаем, восстановить институт страхования от безработицы, который действовал в России до 2001 года с целью возмещения утраченного заработка безработных граждан, имеющих достаточный страховой стаж. Помимо страховых взносов для выплаты страховых пособий по безработице следует сохранить финансирование из федерального бюджета для выплаты социальных пособий по безработице для граждан, испытывающих трудности в поиске работы и не имеющих достаточного страхового стажа, на уровне достаточном для жизни. Такой подход позволит человеку проходить переобучение, переезжать в другую местность, чтобы найти себе достойное рабочее место с достойной оплатой труда, а не соглашаться на любую предложенную вакансию за мизерную плату. Необходимо ускорить работу по переходу к страховому механизму установления величины пособия по безработице.
Создание инструмента реальной защиты человека, оставшегося без работы, стимулирование его к поиску работы и переобучению - это наказ российских профсоюзов для Президента страны.
Ни рабочего места для гражданина, ни профсоюзной организации, защищающей его права на этом месте, нет, и не может быть без полноценно работающей экономики. Однако понимание этой экономики у нас зачастую разное с Центральным банком и Министерством финансов. Сегодня государство прямо и недвусмысленно поддерживает только одну часть экономической структуры. А именно банковскую. Причем даже не всю ее, а в основном ту, которую на протяжении всей человеческой истории называли ростовщической, спекулятивной. Под лозунгом сохранения банковской системы в нее уже закачены триллионы государственных средств (последний пример – БинБанк и банк «Открытие»). Причем в результате спасенные банки все равно переходят под контроль ЦБ, а полученные триллионы растворяются в неясном направлении. Половина средств, полученных банками, но вложенная в промышленность России, могла бы не только резко увеличить ВВП - причем не дутую, а реальную его часть, но и решить задачу по созданию миллионов новых высокопроизводительных рабочих мест с достойной зарплатой.
Поддержка реальной, а не спекулятивной части экономики России, новые рабочие места и последующее создание промышленного и интеллектуального продукта - это наказ российских профсоюзов для Президента страны.
Мир технологий вокруг нас меняется достаточно быстро. Создание цифровой экономики в России уже вступило в фазу утверждения государственных программ. Однако здесь важно рассматривать цифровую экономику не только как фактор производства, но и фактор, меняющий трудовую жизнь людей, да и вообще нашу цивилизацию.
Если цифровизация позволит увеличить собираемость налогов, вывести из «тени» занятость, контролировать выполнение условий трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений, выявлять нарушения в сфере труда – мы готовы поддержать перевод данных в цифру при гарантиях признания за цифровыми данными юридической силы. Но если цифровая экономика – это фетиш, на который нужно только «молиться», принося в жертву стабильные трудовые отношения, переводя их в гибкие и дистанционные – то такое «прогибание» и отстранение человека труда от участия в регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений – это путь в никуда. И уж точно – не в светлое будущее. Поэтому должен быть не человек для цифры, а цифра для человека.
Цифровые платформы, обеспечивающие новые виды занятости, хранение гигантских объемов личных данных работников и использование их для принятия кадровых, управленческих решений и решений о работе, да и просто условиях жизни тружеников, все это порождает весьма высокий уровень неопределенности. В этой мутной воде намешаны высокие слова и технологические термины, понятные специалистам узкого профиля. Для профсоюзов важны следующие вещи. Нам без разницы будет ли информация о работе, пенсии, больничном листке и трудовой книжке члена профсоюза храниться с использованием блокчейна на облачном сервере, или будет в виде клинописи выбита на гранитной плите. Нам важно чтобы его трудовые права и его персональные данные были защищены и не были использованы для усиления его эксплуатации и снижения оплаты труда. Мы готовы к сотрудничеству с государством и работодателями для перевода страны на новую технологическую платформу, но при учёте интересов работников.
Задача построения нового цифрового будущего России, в котором защищены права и растут доходы работника, - это наказ российских профсоюзов для Президента страны.
Российские профсоюзы - это национальные профсоюзы в многонациональной стране, разделяющие мировые профсоюзные ценности. Мы являемся огромной частью всемирного профсоюзного движения. Но реализуем свои цели и задачи, как граждане России.
Поэтому, я хочу сказать ещё раз, нам не может быть безразлично, кто будет избран лидером страны в 2018 году. И связано это не с тем, что мы придаем лидеру некие сакральные, мистические качества, о которых, кстати, уже заговорили некоторые российские политики, готовые и к введению монархии, и к превращению России в теократию. Человек, который будет избран президентом страны в 2018 году, как мы считаем, должен обладать рядом качеств, подтвержденных не словами, а действиями. Лидер государства должен знать реальное состояние дел, видеть желаемую перспективу и понимать с помощью каких конкретных шагов, опираясь на какие ресурсы можно достигнуть этой перспективы. Причем не в формате Моисея, сорок лет водившего евреев по пустыне. Он должен быть защитником государства, он должен быть защитником прав и интересов граждан. Он должен видеть перспективу и иметь способности и возможности ее реализовать, отвечать на все вызовы современного сложного мира, на развязанную против России гибридную войну.
Перефразируя слова старого кадрового рабочего из фильма Константина Симонова «Живые и мертвые», сказанные им в критические дни наступления на Москву фашистских войск: «Было когда такое, что надо на Красную Армию дать, а народ бы не дал?.... Да я бы на самый крайний случай и эту квартиру отдал, в одной бы комнате прожил, я бы на восьмушке хлеба, на баланде, как в гражданскую, жил, только бы у Красной Армии всё было, только б она с границы не пятилась…. Почему не сказали по совести? Почему промолчали?».
Мы не молчим и не пятимся!
Мы рассчитываем на твёрдую позицию Президента России по созданию Достойной жизни в Достойной стране!
Среди сегодняшних политических деятелей наиболее ярко этими подтвержденными в делах качествами обладает Владимир Владимирович Путин.
Именно поэтому профсоюзы считают, что его кандидатура должна быть выдвинута на высший государственный пост. Именно поэтому мы будем поддерживать ее и призывать членов профсоюзов, всех российских работников голосовать за него.
Перед лидером страны стоят масштабные внешние и внутриполитические задачи. И, поэтому, отдавая предпочтение Владимиру Путину, мы считаем, что он сможет выполнить наши наказы, каждый из которых является без преувеличения надеждой и требованием миллионов российских тружеников. Решение каждой из названных проблем качественно изменит в лучшую сторону жизнь в стране.
http://www.fnpr.ru/n/241/14691.html