Что нужно знать работнику о СОУТ
Согласно статье 3 Закона N 426-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2014г, специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В соответствии с классификацией, предусмотренной статьей 14 Закона N 426-ФЗ, условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс) условия труда.
При этом вредные условия труда (3 класс) подразделяются на 4 подкласса, соответствующих определенной степени вредности:
подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени);
подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени);
подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени);
подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени).
Сформирован законодательный механизм дифференцированного подхода к определению вида и объема гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (опасными) условиями труда (ст.92, 117, 147 ТК РФ).
В чем отличие АРМ (аттестации рабочих мест) от СОУТ ( специальной оценки условий труда)? Если до 01. 01.2014 года при проведении АРМ, компенсации и льготы устанавливались по Спискам и не зависели от класса условий труда, то после 01.01.2014 года при проведении СОУТ компенсации и льготы устанавливаются от класса условий труда.
Вредные условия труда (класс 3)
- повышенный размер оплаты труда может быть с подкласса 3.1,
- дополнительный оплачиваемый отпуск с подкласса 3.2,
- сокращенная продолжительность рабочей недели с подкласса 3.3.
Кроме того закон «О специальной оценке условий труда» изменил систему досрочного предоставления пенсии работникам.
До принятия данного закона для досрочного назначения пенсии работнику необходимо было соблюдение следующих условий:
- профессия должна входить в так называемые список №1 или список №2;
- работник должен иметь установленный специальный стаж работы по данной профессии.
При этом не имело значения признаны условия труда на рабочем месте по
результатам аттестации рабочих мест вредными (опасными) или же они являются оптимальными (или допустимыми).
С января 2014 года при назначении досрочной пенсии обязательно
должны учитываться результаты специальной оценки условий труда на рабочих местах. Это значит, что если условия труда на рабочем месте будут признаны оптимальными или допустимыми по результатам такой оценки, то права на досрочное назначение пенсии работник лишается. Такое право остается только за теми, кто работает во вредных или опасных условиях труда и чьи профессии входят в списки №1 и №2. Страховые тарифы в пенсионный фонд РФ, которые обязаны выплачивать работодатели, дифференцированы в зависимости от класса условий труда на рабочем месте (согласно части 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ). При этом законодательство устанавливает, что до проведения специальной оценки условий труда действуют результаты проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда до истечения срока их действия.
Возникает вопрос: как быть с работниками, которые по результатам аттестации рабочих мест трудятся в условиях труда (класс 1- оптимальные) или (класс 2 - допустимые), и чьи профессии входят в списки №1 и №2 для досрочного назначения пенсии? Продолжать ли выплачивать за них страховые взносы и будет ли время работы по такой профессии входить в соответствующий пенсионный стаж?
Ответ на этот вопрос находим в разъяснениях, данных в Письме Пенсионного Фонда РФ от 12.02.2014 г. № НП-30-26/1707 «О дополнительных тарифах страховых взносов». В нем говорится о том, что если условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то работодатель может продолжать выплачивать страховые взносы за таких работников, но в размере, предусмотренном частями 1 и 2 ст. 58.3 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования». А может и не продолжать. Если работодатель выплачивает взносы, то специальный стаж работника формируется, если не выплачивает – то, соответственно, не формируется. Стаж, который эти работники уже выработали, не пропадает, а сохраняется и в пропорциональном объеме дает право на досрочную пенсию.
Результаты СОУТ показывают, что закон о специальной оценке условий труда лишает многих работников не только определенных гарантий и компенсаций, но и права работника на досрочное назначение пенсии. Вводя такой механизм назначения досрочной пенсии, государство планировало
стимулировать работодателей создавать безопасные условия труда, так как,
чем лучше условия труда, тем ниже страховой тариф. А если условия труда безопасные, то тариф равен нулю.
В процессе проведения СОУТ на предприятиях отрасли возникают спорные вопросы. Поэтому, профсоюзы должны и обязаны, отстаивать интересы работников в рамках СОУТ.
Профсоюзных работников обязаны включить в состав комиссии по проведению СОУТ, и они в обязательном порядке должны участвовать во всех заседаниях и следить за правильностью действий экспертов.
Профсоюзы обладают правом отмены результатов СОУТ и проведения внеплановой СОУТ.
Технический инспектор труда ОК ГМПР
Леонид Степсков