Цены падают – рынок не сдается
1470 долларов за тонну (LME 3M) – до этой отметки 29 октября упала цена алюминия на Лондонской бирже металлов, достигнув минимума за шесть лет.
Более того, многие эксперты считают, что это еще не предел и кризис в отрасли грозит затянуться. Насколько долго он может продлиться, и как в этой ситуации будут действовать производители алюминия?
Китайская алюминиевая грамота
Кризис в отрасли продолжается уже много лет: в начале 2010-х из-за высокой цены металла многие металлургические компании в Европе и Америке также «грешили» перепроизводством. В последнее время китайцы резко взвинтили объемы экспорта, подлив масла в огонь и обрушив начавшие было подниматься цены. Естественно, у любого здравомыслящего человека возникает вопрос: зачем при таких ценах китайцы наращивают объемы производства? Ведь это невыгодно!
При этом в Китае ситуация даже хуже, чем на Западе. Если в Лондоне цена достигла шестилетнего минимума, то на Шанхайской фьючерсной бирже зафиксировано минимальное значение уже за семь лет. 29 октября фьючерсные контракты 1M на алюминий там торговались по цене 10365 юаней с учетом 17% НДС (около 1632 долларов) за тонну. По данным аналитиков китайской исследовательской компании AZChina, при нынешнем уровне цен 90% производителей алюминия в КНР работают себе в убыток.
Но ведь работают же! И даже продолжают наращивать производство. По свежим данным китайской Ассоциации производителей цветных металлов, приводимых в отчете Международного института алюминия, за год, прошедший с октября 2014-го по сентябрь 2015-го, выпуск крылатого металла в Китае составил 31 млн 131 тыс. тонн. Это новый рекорд производства за год в стране, которая теперь выпускает около 57% всего мирового алюминия.
Как им это удается? Рассмотрим на характерном примере. Еще недавно алюминиевый завод Lanzhou Liancheng компании Chalco выпускал около 250 тыс. тонн металла в год. За несколько лет объемы увеличились в два с лишним раза – до 550 тыс. тонн. Параллельно росли денежные потери: по данным китайской Ассоциации производителей цветных металлов, с 2011 года убытки завода превысили 300 млн долларов. Себестоимость тонны алюминия на Lanzhou Liancheng в первые восемь месяцев текущего года составляла около 2200 долларов, что намного выше рыночной цены. И когда Chalco объявила, что завод придется закрыть, местные власти предложили снизить для него цену электроэнергии. Так правительство избежало роста безработицы, а завод добился снижения издержек.
Помоги себе сам
Производителям в Европе и Америке о подобном приходится только мечтать. Поэтому они руководствуются принципом «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Все ведущие мировые производители вырабатывают свои стратегии спасения от низких цен. Если проанализировать все меры, то можно выделить три основных направления борьбы с этой проблемой.
- Снижение издержек. Один из основных способов борьбы с издержками – сокращение неэффективных мощностей. По данным компаний, за последние несколько лет пятерка крупнейших мировых производителей (РУСАЛ, Alcoa, Chalco, Norsk Hydro и Rio Tinto) сократила выпуск алюминия примерно на 2 млн тонн в год. «Чемпион» в деле закрытия неэффективных заводов – американская корпорация Alcoa. По данным на середину года, за последние семь лет объемы выпуска алюминия в компании снизились на 31%, или на 1,3 млн тонн. Примерно столько же в сумме планируют сократить остальные ведущие производители. В частности, РУСАЛ рассматривает возможности дальнейшего сокращения мощностей по производству алюминия приблизительно на 200 тыс. тонн в год.
- Повышение доли продукции с высокой добавленной стоимостью. В первую очередь это товары для динамично развивающихся отраслей, где спрос на алюминиевую продукцию растет наиболее быстрыми темпами. Самый высокий потенциал производители сплавов видят в авиационной и автомобильной промышленностях.
- Выделение низкорентабельных активов. По этому пути идут сейчас многие горнорудные компании. Логика тут такова: компании стремятся выделить активы с низкой отдачей от инвестиций в отдельные компании с тем, чтобы повысить инвестиционную привлекательность своих основных, наиболее рентабельных активов. Вот почему в этом году от концерна BHP Billiton отделилась компания South32, куда переданы все алюминиевые активы. Rio Tinto также собирается выделить алюминиевый бизнес в отдельный сегмент.
Все вышесказанное свидетельствует о главной тенденции в современном алюминиевом мире: если западные производители повышают в первую очередь эффективность, то китайцы – объемы. И что будет дальше с ценой крылатого металла, зависит в основном от ситуации в Китае. На этот счет есть разные прогнозы, но большинство из них оптимизма не внушают.
«Потенциал роста ограничен»?
Аналитики французского банка Société Générale на днях резко снизили свой прогноз средней цены алюминия на 2015 год – с 1815 до 1650 долларов за тонну. В следующем году, по мнению банкиров, ситуация вряд ли заметно изменится к лучшему. «Потенциал роста цен на алюминий ограничен», – заявил на недавней конференции LMEWeek глава отдела исследований Société Générale Робин Бар. «Учитывая объемы простаивающих мощностей, отсутствие заметного сокращения производства и огромные излишки запасов алюминия, мы думаем, что цены останутся на низком уровне», – говорится в недавно опубликованном докладе банка.
Французам вторят эксперты британской финансовой компании Standard Chartered. По их прогнозу, в ближайшие полтора года в Китае откроется несколько новых алюминиевых производств суммарной мощностью до 4 млн тонн в год. А избыток алюминия на китайском рынке в 2016-м составит 1,4 млн тонн. Несложно предсказать, что «бороться» с профицитом китайцы будут проверенным способом: отправят лишний алюминий на экспорт, продолжая перегревать мировой рынок.
Производители металла согласны с банкирами, но не во всем. «Поскольку избыток алюминия на мировом рынке уже составляет 1 млн тонн, мы не рассчитываем на увеличение цен в краткосрочной перспективе», – сказал в конце октября глава Norsk Hydro Свен Ричард Брандтцег в интервью агентству Reuters. Однако в отличие от прогнозистов-банкиров, прогнозист-промышленник Брандтцег все же видит повод для сдержанного оптимизма. В том же интервью глава Norsk Hydro заявляет: «Нельзя забывать, что алюминий – самый востребованный металл на планете. В дальнейшем миру будет нужно гораздо больше алюминия, чем сейчас».
А чем больше миру будет нужно алюминия, тем выше вероятность, что спрос наконец-то превысит предложение и цены начнут расти.
О том, что еще предпринимает правительство Китая для поддержки алюминиевой отрасли, статистические данные по объему производства алюминия в мире и другую актуальную информацию на эту тему, читайте в свежем выпуске газеты «Вестник РУСАЛа»