О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА
В ЦС профсоюза из ряда первичных организаций поступает информация о том, что отдельные работодатели со ссылкой на нормы введенных в действие с 1 января 2014 года федеральных законов: «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ (далее-федеральный закон N 426-ФЗ); «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12. 2013 г. N 421-ФЗ (далее - федеральный закон N 421-ФЗ) инициируют пересмотр, в сторону уменьшения, размеров компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда. При этом они не учитывают требования норм переходного периода, установленного федеральными законами N 426-ФЗ и N 421-ФЗ на срок до 1 января 2018 года.
В связи с этим разъясняем следующее.
1. На сегодняшний день Минтруда России не подготовило, не утвердило и не зарегистрировало в Минюсте России отдельные нормативные правовые акты (методики, положения и др.), позволяющие применить в полном объеме нормы введенных в действие с 1 января 2014 года федеральных законов N 426-ФЗ и N 421-ФЗ.
2. Федеральный закон N 421-ФЗ (пункт 3, статья 15) установил, что при реализации статей 92, 94 и 147 Трудового кодекса РФ в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры - снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
3. Федеральный закон N 426-ФЗ (пункт 4, статья 27) установил, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего федерального закона в отношении рабочих мест работников, занятых во вредных условиях труда, была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест не проводится в течение пяти лет со дня завершения указанной аттестации, за исключением обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего федерального закона.
4. В соответствии со статями 92, 94 и 147 Трудового кодекса РФ повышенные размеры компенсаций, установленные в зависимости от класса (подкласса) условий труда, разрабатываются сторонами работодателей и профсоюзов в ходе тарифных переговоров для последующего включения в Отраслевое тарифное соглашение и коллективные договоры организаций.
Информируем, что между ЦС профсоюза и «АМРОС» достигнута предварительная договоренность о начале тарифных переговоров с целью включения в действующее Отраслевое тарифное соглашение повышенных размеров компенсаций, установленных в зависимости от класса (подкласса) условий труда.
С учетом всего сказанного можно констатировать, что действующие сегодня размеры компенсаций за работу во вредных условиях, установленные работникам до введения в действие федеральных законов N 426-ФЗ и N 421-ФЗ, могут быть пересмотрены работодателем только:
- после проведения специальной оценки условий труда;
- на основании ее результатов;
- после включения в Отраслевое тарифное соглашение и коллективные договоры повышенных размеров компенсаций, установленных в зависимости от класса (подкласса) условий труда.
Источник: ЦС ГМПР