В последнее время в средствах массовой информации появились сообщения о намерении Правительства Российской Федерации наделить Федеральную налоговую службу России полномочиями по сбору страховых взносов для внебюджетных социальных фондов. Данную идею активно поддерживают некоторые представители бизнеса, аргументируя ее целесообразность снижением административных расходов со стороны бизнеса.
Предложенная идея не нова. Эксперимент по передаче функций сбора социальных страховых взносов налоговой службе проходил в нашей стране 9 лет и привел систему обязательного социального страхования к деформации, разбалансированности и кризису. Эффективность сбора налоговых платежей в социальные фонды у налоговых служб оказалась на 10– 15 процентных пунктов ниже предыдущих и сегодняшних показателей социальных фондов. Однако столь низкие результаты не стали предостережением органам власти. «Новые инициативы» бизнес-сообщества, вероятно, вызваны недовольством эффективной работой Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования, где эффективность сбора взносов доходит до 99%.
Власть неоднократно поддавалась на спекулятивные призывы предпринимателей не мешать развитию производства и инвестиционного климата и снижать «бремя непосильных социальных платежей». Как показал опыт, высвобождаемые средства вместо вложений в модернизацию производства и повышение заработной платы на практике трансформировались в предпринимательский доход. Работники заплатили за это снижением уровня социальных гарантий практически по всем направлениям социального страхования. Полностью исчезли страхование от безработицы, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, ограничены выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам.
Эффективность от передачи функций сбора в ФНС, как показала практика, является мнимой, не учитывающей специфического характера социального страхования, учета прав застрахованных и особенностей функционирования всей системы социальной защиты населения. Предлагаемая идея в очередной раз приведет не только к росту дефицита страховых средств, обострению проблем обеспечения государственных обязательств по выплате пенсий, пособий, финансированию медицинской помощи, но и росту социальной напряженности. Все эти явления будут «сдобрены» ростом федеральных расходов на переустройство системы, которые потребуют ликвидации одних рабочих мест и создание других аналогичных рабочих мест, переделом сфер влияния ведомств, капитальному строительству, закупки нового оборудования и другим расходам. За этот «благодатный» период работодатель полной грудью вздохнет, освободившись от бремени социальных платежей, а работники потеряют свои социальные права.
ФНПР призывает к взвешенным решениям, настаивает на сохранении действующего порядка сбора страховых взносов внебюджетными страховыми фондами, учета социальных прав трудящихся и конструктивным обсуждением этих предложений в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.