Госдума одобрила законопроект о забастовках и колдоговорах
1 ноября Госдума одобрила во втором и третьем чтениях законопроект об упрощении порядка проведения забастовок и процедур при разрешении коллективных трудовых споров. Пакет соответствующих поправок к Трудовому кодексу был внесен группой профсоюзных депутатов-единороссов (Андрей Исаев, Михаил Тарасенко, Валентина Кабанова).
Законопроект "О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в части совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров" призван облегчить и ускорить прохождение большинства соответствующих процедур. Порядок объявления стачки упростят, сократив сроки прохождения процедур "внутри организации". Больше прав получает трудовой арбитраж, что может замедлить сроки объявления забастовки, но даст больше шансов решить вопрос миром... Поскольку бастовать "по закону" сейчас практически невозможно, то механизм разрешения споров совершенствуют через уменьшение волокиты. Принципиальных изменений согласительных и примирительных процедур нет, но уменьшены их сроки. За трехсторонними комиссиями закреплено право создавать постоянно действующие трудовые арбитражи. Сохранено обязательно рассмотрение спора примирительной комиссией, добровольно - с участием посредника, при необходимости - в трудовом арбитраже.
Срок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника (до 7 рабочих дней - ст. 403 ТК) меняется на 3 дня (локальный уровень) и 5 дней (другие уровни). Создание примирительной комиссии - 2 и 3 рабочих дня соответственно. Статья 403 ТК в новой редакции отводит 2 рабочих дня на согласование кандидатуры посредника при споре на локальном уровне. Переговоры сторон о привлечении посредника проводятся в течение следующего рабочего дня после составления примирительной комиссией протокола разногласий; в тот же день, если не договорились, оформляется протокол об отказе от примирительной процедуры. Стороны получают право передавать рассмотрение спора в постоянно действующий трудовой арбитраж, который создается при трехсторонней комиссии соответствующего уровня. Там спор должен рассматриваться в срок не более 3 рабочих дней (на локальном уровне), а на иных уровнях - не позднее 5 рабочих дней.
При уклонении стороны спора от примирительных процедур другая сторона вправе требовать его рассмотрения в соответствующей инстанции (примирительная комиссия, арбитраж) "не позднее следующего рабочего дня после предъявления указанного требования". В противном случае "примирительные процедуры не привели к разрешению спора". При этом, или же если работодатель не выполняет соглашений, работники могут приступать к организации забастовки. (В период работы примирительной комиссии работники могут однократно провести часовую предупредительную забастовку, письменно предупредив работодателя за 2 - 3 рабочих дня - в зависимости от уровня соцпартнерства.) О начале стачки работодателя надо предупредить письменно не позднее чем за 5 рабочих дней; если стачку инициирует профсоюз (профобъединение) - за 7 дней.
В законе учтено немало требований экспертов МОТ (куда поступали жалобы на запутанность процедур). Так, исключена возможность признать стачку незаконной "при необеспечении ее организаторами минимума необходимых работ и услуг". Вместо этого суд полномочен приостановить такую забастовку до ликвидации нарушений по обеспечению обязательных работ.
Как и раньше, обязательно рассмотрение спора в трудовом арбитраже, если по закону работникам конкретного работодателя запрещено бастовать; решения трудового арбитража обязательны для выполнения сторонами спора. В случае создания угрозы жизни и здоровью людей суд "вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 15 дней" (а не 30, как сейчас), а начавшуюся - приостановить на тот же срок.
по материалам сайта www.solidarnost.org